О больнице

Короткая уздечка языка

Уздечка языка (frenulum linguae) – складка слизистой оболочки полости рта, идущая по средней линии и соединяющая дно полости рта с нижней поверхностью языка (энциклопедический словарь медицинских терминов, 1984). Иногда употребляют термины лингвальная связка, подъязычная связка. Функция уздечки языка – фиксация языка к мягким тканям полости рта, предупреждение западения языка, глоссоптоза, особенно в период новорожденности. В норме уздечка языка идёт от средины нижней поверхности языка и прикрепляется к слизистой оболочке дна полости рта в области выводных протоков подъязычных слюнных желёз (рис. 1). Свободный кончик языка ребенка к возрасту 18 месяцев должен достигать не менее 16 миллиметров. Измерение абсолютных размеров уздечки языка не нашло широкого применения в клинической практике. Считается, что длина уздечки языка в период сменного прикуса должна быть не менее 21 мм, а ширина не более 4 мм.

Рис.1. Варианты прикрепления уздечки языка в норме. Чёрным цветом выделено допустимое место прикрепления к нижней поверхности языка. Зелёным – к слизистой оболочке дна полости рта.

Короткая уздечка языка – одна из наиболее распространённых МАЛЫХ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ органов полости рта. Данную патологию иногда называют анкилоглоссией. Анкилоглоссия (ankyloglossia) – аномалия развития: укорочение уздечки языка от Ankilos – (греч., кривой, изогнутый) составная часть сложных слов, означающая 1) «изогнутость», крючкообразная форма 2) «тугоподвижность или сращение частей» и Glossa – (греч.) – язык (энциклопедический словарь медицинских терминов 1982). Этот термин не нашел широкого распространения в отечественной медицинской литературе и клинической практике, хотя отражает некоторые клинические проявления (изогнутость языка и его тугоподвижность).

По данным различных авторов короткая уздечка языка диагностируется у 2,3-19% обследуемых, причём у мальчиков достоверно чаще, чем у девочек короткая уздечка языка встречается с частотой 1: 300 у новорожденных. Столь значимый разброс статистических данных свидетельствует о нечёткости применяемых диагностических критериев, различных принципах классификации. Длина короткой уздечки языка составляет не более 1,7 см., но при этом не всегда возникают нарушения функции языка, особенно если анатомически уздечка располагается правильно.

Этиологически короткая уздечка языка чаще обусловлена наследственной предрасположенностью. Имеются так же сведения о значении внутриутробной травматизации уздечки языка (при сосании пальца).

Клинические проявления короткой уздечки языка.

В период беззубой ротовой полости (до 6 мес.) при сомкнутых челюстях язык занимает всю полость рта, его края выходят за пределы дёсен. В норме в переднем отделе полости рта имеется щель между десневыми валиками примерно 3 мм. кончик языка располагается между ними. Подвижность корня языка небольшая и увеличивается до нормальной к 3-6 месяцам. В этот период сосание и глотание у ребенка инфантильное, т.е. язык при глотании отталкивается от сомкнутых губ, имеется видимое напряжение мимических мышц околоротовой области. В дальнейшем инфантильный тип сосания и глотания заменяется на соматический, когда язык отталкивается от нёбной поверхности зубов и передней поверхности твёрдого нёба. В период формирования временного прикуса язык в норме располагается за зубами.

При короткой уздечке во время напряжения языка его кончик раздвоен в виде стилизованного сердечка, приподнимаются края языка (рис. 2).

Рис.2. Короткая уздечка языка. Длина уздечки 1,3 см.- меньше нормы на 8 мм. Кончик языка раздвоен.

Ребёнок не может облизать верхнюю и нижнюю губы. Задняя часть языка при попытке высунуть его приподнимается, язык становится изогнутым, «горбатым». Короткая уздечка начинается от кончика языка или в передней его трети и прикрепляется к слизистой оболочке альвеолярного отростка нижней челюсти (рис. 3). Имеются варианты анкилоглосси, когда уздечка прикрепляется в области выводных протоков подъязычных слюнных желёз, а затем, меняя направление, вплетается в слизистую оболочку альвеолярного отростка в виде «гусиной лапки» (рис. 4).

Даже при короткой уздечке (менее 1,5 см.) если она прикрепляется к мягким тканям дна полости рта, не всегда возникают функциональные нарушения – затруднение сосания в период грудного вскармливания и нарушения звукопроизношения при формировании фразовой речи.

Рис.3. Варианты прикрепления уздечки языка при анкилоглоссии. Чёрным цветом выделено место прикрепления уздечки к кончику языка и передней его трети. Зелёным – к слизистой оболочке альвеолярного отростка и переходной складке слизистой оболочки дна полости рта.

Рис. 4. Короткая уздечка языка прикрепляется к слизистой оболочке альвеолярного отростка веерообразно - в виде «гусиной лапки». Задняя часть языка изгибается при попытке его поднять.

В результате тугоподвижности языка, обусловленной короткой уздечкой, могут формироваться аномалии прикуса, первыми признаками которых в период временного прикуса является разворот центральных нижних резцов в язычную сторону.

Функции языка.

Функции языка можно разделить на две большие группы: чувствительные и двигательные (механические). У некоторых видов животных язык играет значительную роль в терморегуляции.

К чувствительным функциям относят вкусовую, температурную, тактильную, болевую. На чувствительные функции патология уздечки языка влияния не оказывает.

Двигательные функции языка в свою очередь можно разделить на алиментарную, речевую и эстетическую.

Язык, как орган системы пищеварения участвует в обеспечении алиментарных функций - жевания, глотания, сосания, лизания, лакания, очищения полости рта (плевание). Короткая уздечка языка может препятствовать в реализации названных механических функций, в основном сосания. Лизание и лакание являются рудиментарными для человека алиментаными функциями.

Язык является одним из основных артикуляторов, обеспечивающих функцию речи. Речь присуща только человеку, её физиологическую основу составляетвторая сигнальная система. Патология уздечки языка не влияет на формирование речи в целом, а лишь на образование некоторых звуков.

Эстетическое значение языка играет заметную роль в социализации индивидуума. Различные «дразнилки», показывание языка, характерны для людей различного возраста, социального положения, рас и национальностей.

Сосание.

В настоящее время значение реализации сосательного инстинкта в период новорожденности и грудного (естественного) вскармливания не вызывает сомнений - « …именно в естественном вскармливании заложены реальные пути и возможности достижения биологического совершенства в рамках собственного вида, реализации и корректировки генетического фонда, специфических для вида форм начальной социализации … Работа мышечного аппарата сосания при кормлении ребенка определяет возникновение усилий и напряжений, наиболее адекватно регулирующих анатомическое формирование зубочелюстной системы, мозгового черепа, а также аппарата звуковоспроизведения» (Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Хазенсон Л.Б., 1993).

Сосание - врождённый безусловный рефлекс (инстинкт), формируется в период внутриутробного развития. У 18-недельного плода при наблюдаются сосательные движения губ, на 21—22 неделе — спонтанное сосание, на 24 неделе — искательные и сосательные реакции. Сосательный рефлекс – один из самых устойчивых отсутствие или значительное угнетение которого наблюдается крайне редко. Так, сосательный рефлекс наблюдается даже у млекопитающих с аэнцефалией. Возбуждение от рецепторов губ и языка передаётся по ценростремительным нервам (тройничному) на центр сосания, находящийся в бульбарной области, центробежные нервы (тройничный, лицевой, подъязычный) передают возбуждение на язык, жевательные и мимические мышцы, обеспечивающие акт сосания. В первые недели жизни ребёнка сосание является безусловным рефлексом, постепенно заменяющийся на смешанный, а затем на условный рефлекс.

Нереализованный сосательный инстинкт часто приводит к различным видам неврозов навязчивых состояний, иногда проявляющихся на протяжение всей жизни.

При грудном вскармливании акт сосания делится на два этапа – всасывание и сжатие. Ребёнок обхватывает ареолу груди губами и дёснами, причём снизу больше, чем сверху, сосок находится на уровне мягкого нёба и не участвует в сосании. Одновременно опускается нёбная занавеска. Язык, приобретая форму жёлоба опускается вместе с нижней челюстью книзу и кзади, формируется мышечная волна, проходящая от передней к средней части языка, таким образом создаётся отрицательное давление в полости рта – 2-4 мм. ртутного столба. Герметичность обеспечивают так же поперечные складки на слизистой оболочке губ и нёба, жировые комки Биша в щеках. Затем нижняя челюсть поднимается и альвеолярные дуги сдавливают грудь, обеспечивая расслабление сфинктеров млечных протоков. Таким образом чередование отрицательного давления при всасывании и положительного при сжатии обеспечивают дозированное и ритмичное поступление молока. Исключительно самостоятельной роли в сосании язык не имеет, его движения строго согласованы с движениями нижней челюсти, жевательных и мимических мышц.

Сосание бутылки отличается от грудного. При сосании бутылки ребёнок совершает в основном втягивающие движения, которые обеспечивают мышцы щёк и поступательные движения языка. При этом поток молока получается непрерывным.

Затруднения вскармливания в период новорожденности.

Противопоказания к кормлению грудью.

У матери: особо опасные инфекции (натуральная оспа, геморрагические лихорадки и т.д.), открытая форма туберкулёза, сифилис, декомпенсация хронических заболеваний внутренних органов, злокачественные новообразования, острые психические заболевания, лечение некоторыми лекарственными препаратами. Противопоказания к раннему прикладыванию к груди – оперативное родоразрешение, большая кровопотеря.

У ребёнка: фенилкетонурия, галактоземия, «болезнь с запахом кленового сиропа». Противопоказания к раннему прикладыванию к груди – оценка по шкале Апгар ниже 7.

Затруднения естественного вскармливания.

Со стороны матери: первичная гиполактия, значительная гиперлактия, ссадины, трещины, изменение формы сосков (рис.5 ), неправильная техника вскармливания, чередование кормления грудью и из бутылочки. Изменение вкуса и запаха молока при приёме в пищу некоторых продуктов и лекарств.

Рис.5. Виды сосков. Затруднения или даже невозможность при вскармливания вызывает вдавленный, плохо растяжимый сосок. В таких случаях применяют корректор соска (чаще вакуумный) в дородовом периоде. Длинный сосок так же может влиять на качество вскармливания при формировании т.н. «соскового сосания», когда ребёнок не захватывает грудь, а сосёт в основном сосок.

Со стороны ребёнка: заболевания ребёнка как острые (ОРВИ, ринит и т.д.), так и врождённые, родовая травма и т.д.. Быстрая утомляемость ребёнка при сосании чаще связана с неврологическими проблемами. Наличие микрогении, расщелины нёба создают значительные проблемы при вскармливании. Существует категория детей, которые плохо сосут и не проявляют беспокойства от голода с самого начала вскармливания. Углублённое обследование и матери и ребёнка не выявляет какой либо патологии. Термины «ленивые сосуны» и «голодный счастливец» довольно точно обозначают эту проблему. По мнению И.М. Воронцова (1993) у таких детей возможно замедлено созревание гипоталамических центров голода.

Само по себе наличие короткой уздечки языка в период новорожденности и грудного вскармливания не влияет или незначительно влияет на качество кормления. Особенно если короткая уздечка языка прикрепляется в области мягких тканей дна полости рта, не вызывая тугоподвижности языка. В этом случае функциональные возможности языка необходимые для сосания не нарушаются. Здоровые дети при правильной технике кормления и отсутствии других причин довольно быстро адаптируются.

Исключение составляют только крайние варианты анкилоглоссии, когда уздечка языка начинается от самого кончика и прикрепляется к вершине альвеолярного отростка. В любом случае решение о хирургическом лечении принимают только после обследования неонатолога, педиатра и других специалистов.

Речь

При рождении у ребёнка имеется только потенциальная способность к речеобразованию. Артикуляторы недостаточно развиты, гортань расположена значительно выше, чем у взрослого, рече-двигательный анализатор не в состоянии обеспечить точные артикуляционные движения губ, языка и т. д. На втором месяце жизни возникают первые артикуляционные движения проявляющиеся в виде лепета, не связанные условно-рефлекторно с первосигнальными радражителями. К концу первого года жизни формируются первые слова, употребляемые ребёнком в целях речевого общения с окружающими людьми. Происходит формирование второй сигнальной системы. Ребёнок учится формировать отвлечённый от обстоятельств образ. Абстрагирование и систематизация сложных понятий позволяют создавать сначала пассивный, а затем активный запас слов. В 2—3 года начинается развитие фразовой речи. Координация функционирования речевого аппарата обеспечивается корковой частью рече-двигательного анализатора, расположенной в левом полушарии головного мозга в заднем отделе третьей лобной извилины. Двигательный центр речи (центр Брока) в своей работе связан с центрами слуховой (центр Вернике) и письменной речи, а также с обширными мнестическими полями в лобном и заднем отделах полушарий головного мозга, обеспечивающими смысловую и содержательную стороны речи.

В развитии речи существуют три критических периода. Первый (до 2 лет) - формирование предпосылок речи, основ коммуникативного поведения. Второй (2,5 -3 года) - переход от ситуационной речи к контекстной. Третий - (6-7 лет) начало развития письменной речи. Влияние неблагоприятных средовых и наследственных факторов (острые и хронические заболевания ребёнка, поражения ЦНС, аномалии артикуляторов, недостаточная социализация и т.д.) могут приводить к нарушениям речевого развития.

Приводим определения некоторых нарушений речи.

Аграмматизм – нарушение понимания (импрессивная сторона речи) и употребления (экспрессивная сторона речи) грамматических средств языка.

Аграфия и дисграфия – невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение процесса письма (дисграфия).

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алексия и дислексия – невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем. Дислалия может быть механической (неправильное строение артикуляторов) и функциональной (отсутствуют видимые анатомические причины).

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. ОНР может быть I, II, и III уровня. ОНР может быть осложнено дизартрией, ринолалией, алалией и т.п.

Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Тугоподвижность языка, обусловленная короткой уздечкой, не влияет на общее развитие речи. Короткая уздечка языка может лишь способствовать формированию некоторых вариантов дислалии.

Лечение пациентов с короткой уздечкой языка.

Показания к хирургическому лечению.

1. В период новорожденности и грудного вскармливания.

Выраженные нарушения сосания. Ребенок не прибавляет в весе. Значительная тугоподвижность языка при крайнем варианте укорочения уздечки (идёт от кончика языка к вершине альвеолярного отростка). При этом ребенок соматически и неврологически здоров. Отсутствие причин затрудняющих грудное вскармливание со стороны матери.

Показания к хирургическому лечению совместно определяют стоматолог, неонатолог или педиатр, невролог, другие специалисты при необходимости.

Считаем, что абсолютные показания к хирургическому лечению ребёнка с анкилоглоссией в этом возрасте отсутствуют. Особенно когда короткая уздечка языка прикрепляется к мягким тканям дна полости рта.

2. В период становления фразовой речи (от 2,5 лет и далее).

Механическая дислалия – нарушение произношения некоторых звуков (в основном Р,Л).

Показания к хирургическому лечению совместно определяют стоматолог, логопед-дефектолог при невозможности «растянуть» уздечку языка при помощи логопедического массажа и неэффективности логотерапии. При этом необходимо чётко дифференцировать виды нарушений речи, т.к. хирургическое лечение анкилоглоссии при ОНР, дизартрии, задержке психо-моторного развития может значительно усугубить имеющуюся патологию.

Проводить операцию при короткой уздечке языка с целью профилактики возможных речевых нарушений, особенно в раннем возрасте считаем не только нецелесообразной, но и вредной.

3. Показания к хирургическому лечению пациентов с зубо-челюстными аномалиями и короткой уздечкой языка определяет ортодонт. Нарушения прикуса, обусловленные в том числе неблагоприятным влиянием короткой уздечки языка характеризуются отсутствием тенденции к саморегуляции. В таких случаях хирургическое лечение показано и с профилактической точки зрения, начиная с периода формирования временного прикуса.

Обезболивание. Считаем недопустимым проводить хирургическое лечение пациентов с короткой уздечкой языка без обезболивания.

При местной анестезии как аппликационной, так и инфильтрационной необходимо помнить о феномене сублингвального всасывания. Токсическое или аллергическое действие анестетика при его введении в подъязычную область значительно увеличивается. Корме того, дно полости рта является мощной рефлесксогенной зоной. Секреторная и моторная деятельность ЖКТ может угнетаться или активироваться при воздействии на слизистую оболочку средней части языка. Стимулирование кончика и боковых отделов языка рефлекторно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Применение местной анестезии при операциях по поводу коротких уздечек языка считаем нецелесообразным в возрасте до 7-8 лет и у детей с различными нарушениями поведения, гиперактивностью и т.д.

Решение о выборе метода общего обезболивания принимает анестезиолог, при этом необходимо помнить о возможности аспирации крови и слюны во время операции.

Виды хирургического лечения пациентов с короткой уздечкой языка.

При любом варианте хирургического лечения пациентов с короткой уздечкой языка необходимо предварительное лабораторное обследование (клинический лабораторный минимум – клинические анализы крови, мочи, АЛТ)!

Френулотомия - рассечение уздечки языка (то, что часто называют «подрезание уздечки»). Язык приподнимают пинцетом или обратной стороной желобоватого зонда в месте прикрепления уздечки к нижней поверхности языка. Уздечку рассекают ножницами. Швы не накладывают. Подобный вид операции применяют в период новорожденности. Некоторые авторы, обосновывая эту методику, пишут о т.н. «бессосудистой зоне» тонкой и прозрачной уздечки языка в период новорожденности. Считаем, что при таком типе уздечки языка хирургическое лечение в период грудного вскармливания не показано, т.к. при этом не возникает выраженного нарушения функции сосания. Мы не рекомендуем использовать этот метод и в виду возможных осложнений. Кровотечения несмотря на распространённое мнение о «бессосудистой зоне» возможны и могут привести к серьёзным последствиям. К отдалённым осложнения френулотомии, проводимой без наложения швов относят формирование рубцового укорочения уздечки, рубцовой тугоподвижности языка (рис.6).

Рис. 6. Рубцовое укорочение уздечки языка. Ребёнок 5 лет. В возрасте трёх месяцев выполнена френулотомия (без наложения швов) с целью профилактики речевых нарушений. Выраженная механическая дислалия. Формирующаяся прогения. Хронический дескваматозный глоссит.

Френулопластика - местнопластическое удлинение корткой уздечки языка.

Различают два вида френулопластики.

Первый способ. Уздечку в месте её прикрепления к языку фиксируют пинцетом и рассекают ножницами примерно на 2-3 мм. образовавшуюся рану прошивают кетгутом или другим быстро рассасывающимся шовным материалом. Оставшиеся концы лигатуры используют в качестве держалки. За лигатуру подтягивают язык кверху и кпереди, при этом рассекая уздечку по месту прикрепления к нижней поверхности языка до устья выводных протоков подъязычных слюнных желёз. Рассекают подлежащие фиброзные тяжи и мобилизуют язык. Образовавшийся ромбовидный дефект ушивают «на себя» кетгутом. Этот вариант операции является разновидностью V-Y пластики (рис. 7).

Рис. 7. Ромбовидный дефект ушивают «на себя» при этом постоянно подтягивая язык за держалку кверху и кпереди. Если уздечка веерообразно вплетается в слизистую оболочку альвеолярного отростка, можно дополнительно рассечь её электрокоагулятором в месте прикрепления к альвеолярному отростку.

Второй способ, отличается от первого в том, что дополнительно после частичного ушивания операционной раны выполняют пластику фигурами встречных треугольных лоскутов 600 х600 .

При наложении грубых швов в области выводных протоков подъязычных слюнных желёз может возникнуть острая задержка слюны – т.н. «слюнная колика» . Это редкое осложнение, связанное с нарушением хирургической техники развивается в течение первых часов после операции. В таких случаях снимают 1-2 шва и назначают антибактериальную терапию с цель профилактики сиалодохита.

Френулоэктомия - иссечение уздечки языка. Уздечку языка клиновидно иссекают и накладывают швы. Вариантом френулоэктомии является лазерная абляция. К недостаткам этого способа можно отнести отсутствие мобилизации языка.

Послеоперационный период как правило протекает гладко. В редких случаях требуется обезболивание. Назначают щадящую диету на один – два дня, полоскание полости рта растворами антисептиков. Через 3-4 дня после операции можно начинать занятия с логопедом, проводить специальные занятия.

Контакты

 Санкт-Петербург, Бухарестская ул., 134.

 Справочная служба: (812) 400-04-10

 Отдел платных услуг: (812) 400-04-10

 Рентгенархив: (812) 400-04-17

 db5@zdrav.spb.ru

Как добраться

Пешком от ст.м. Дунайская
Проезд от ст.м. Купчино на трамвае № 45 или № 62 до поворота на ул. Бухарестская. Маршрутки: №96, 250, 253.
Вход в больницу через лечебно-административный корпус №3 со стороны Моравского переулка.
Вход в амбулаторно-консультативное отделение (поликлиника) со стороны улицы Ярослава Гашека.